Top.Mail.Ru

Труды международной молодежной научной конференции памяти профессора В.В. Куриленко, Санкт-Петербург, 2025

АДАПТАЦИЯ УЧЕТА В ПОДСИСТЕМЕ «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ» ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА «1С: ЭКОЛОГИЯ. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОРП» СОГЛАСНО ИЗМЕНЕНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Зезюн К.А.1, Черноштан А.В.2, Слепушкина А.А.2
научн. рук. Азарова С.В.1, доцент, к.г.м.н.
1Томский политехнический университет, Томск
kaz13@tpu.ru, svetazara@tpu.ru
2ООО «ПБЭ», Томск
a.chernoshian@1c-prombez.ru, a.slepushkina@1c-prombez.ru

Ключевые слова: искусственные грунты, побочные продукты производства, вскрышные породы, производственный экологический контроль

UPDATING THE ACCOUNTING SYSTEM IN THE «INDUSTRIAL ENVIRONMENTAL CONTROL» MODULE OF «1С:ECOLOGY. ENVIRONMENTAL PROTECTION CORP» TO COMPLY WITH REGULATORY CHANGES

Zeziun K.A.1,Chernoshian A.V.2, Slepushkina A.A.2
scientific director Azarova S.V., docent
1Tomsk Polytechnic University, Tomsk
kaz13@tpu.ru,svetazara@tpu.ru
2ООО «РВЕ», Tomsk,
a.chernoshian@1c-prombez.ru, a.slepushkina@1c-prombez.ru

Keywords: artificial soils, overburden rocks, by-products, industrial environmental control

Природоохранные требования российского законодательства претерпевают значительные изменения, что требует от предприятий оперативной адаптации систем экологического контроля и отчетности. Одним из ключевых инструментов по автоматизации учета является программный продукт «1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП», разработанный компанией ООО «Производственная безопасность и экология». Однако последние изменения нормативной базы, в частности Приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от № 262 от 12.05.2025 и № 241 от 29.04.2025 внесли существенные коррективы в требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – программы ПЭК) и форму отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля(далее – отчет ПЭК), что обуславливает необходимость доработки функционала программного обеспечения.

Актуальность темы обусловлена введением новых категорий учета. Во-первых, изменения в законодательстве расширили перечень объектов, подлежащих учету в программе ПЭК. В частности, искусственные грунты, которые ранее не имели четкого нормативного регулирования, теперь требуют детального отражения в отчетности. Это связано с необходимостью предотвращения их нецелевого использования и обеспечения прозрачности данных об их производстве, передаче и дальнейшем применении. Во-вторых, в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) добавлены новые разделы, касающиеся учета вскрышных и вмещающих пород, а также побочных продуктов животноводства, признанных отходами.Ранее этапродукция не была четко регламентирована, что могло приводить к ее нецелевому использованию и отсутствию прозрачности в отчетности. Изменения требуют соответствующей доработки программного обеспечения для обеспечения корректного учета и автоматизации отчетности.

Целью данной работы является анализ последних изменений законодательства Российской Федерации и разработка предложений по модернизации подсистемы «Производственный экологический контроль» в программном продукте «1С: Экология. Охрана окружающей среды КОРП».

К задачам исследования относятся:

  1. Проанализировать нормативные требования, актуальные на 2025 г, включая вступающие в силу 01 сентября 2025 г.
  2. Изучить программный продукт «1С: Экология. Охрана окружающей среды КОРП» и соответствующие модули, касающиеся производственного экологического контроля;
  3. Определить объем автоматизации модуля «Производственный экологический контроль» под актуальные изменения.
  4. Разработать предложения/рекомендации по разработке программного продукта «1С: Экология. Охрана окружающей среды КОРП» согласно изменениям.

Искусственными грунтами называют продукт утилизации органических фракций твердых коммунальных отходов [7]. Грунты образуются на этапе утилизации твердых коммунальных отходов, но при этом не признаются отходами, если не были размещены на объектах размещения отходов, либо не использованы в качестве сырья по истечении трех лет со дня их производства [7]. Важно отметить, что от вторичного сырья искусственные грунты отличаются тем, что их получают путём утилизации вторичных твёрдых коммунальных отходов, а не из полезных фракций, из которых можно получить вторичные материальные ресурсы [1].

С 1 сентября 2025 года в силу вступают два нормативно правовых акта:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2025 № 241, который вносит изменения в декларацию о плате за НВОС. В основном изменения заключаются в том, что появилась информация о плате за размещение вскрышных и вмещающих горных пород и побочных продуктах животноводства, признанных отходами. Также в приказе представлены два новых раздела: «Раздел 8. Расчет суммы платы за размещение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами» и «Раздел 9. Расчет суммы платы за размещение побочных продуктов животноводства, признанных отходами» [2].
  2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2025 № 262, в котором отражены изменения, касающиеся программы ПЭК и отчетности. Так, программа ПЭК должна включать новый раздел: «Сведения о произведенных из органической части твердых коммунальных отходов искусственных грунтах», а отчет необходимо дополнить 6 разделом «Сведения о результатах проведения производственного контроля в области обращения с произведенными из органической части твердых коммунальных отходов искусственными грунтами» [3]. Новый раздел программы ПЭК «Сведения о произведенных искусственных грунтах» должен содержать подробную информацию о перечне видов, массе производства, периодичности выпуска, планируемых сроках использования и передачи третьим лицам. Отчет ПЭК теперь должен включать раздел 6 «Сведения о результатах проведения производственного контроля в области обращения с искусственными грунтами (далее – ИГ)», содержащий две таблицы: «Сведения об образовании и обращении ИГ» и «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым переданы ИГ»[3].

Для автоматизации этих процессов в программном продукте «1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП» необходимо создать соответствующие объекты учета. Функционал подсистемы «Производственный экологический контроль» на текущий момент включает в себя ведение программы ПЭК по всем сферам воздействия на окружающую среду, ведение план-графиков контроля и формирование отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Также регистрируется результаты инструментального контроля (протоколы промышленных выбросов в атмосферу, протоколы анализа вод и т.д.) [8].

Кроме того, в программном продукте производится формирование декларации о плате за НВОС с учетом суммы внесенных авансовых платежей и выполненных мероприятий[8]. Изменения, касающиеся учета вскрышных и вмещающих пород, а также побочных продуктов животноводства, признанных отходами[2] требуют существенной доработки текущей формы отчета, а также корректировкузаполнения в части действующих с 2025 года ставок платы [9]. Модуль учета побочных продуктов производства, уже реализованный в системе, может служить основой для разработки аналогичного учета как искусственных грунтов, так и вскрышных пород, и побочных продуктов животноводства [11].

В частности, Система требует доработки в части добавления в программуПЭК новых разделов, а также новых объектов учета, позволяющих фиксировать операции с искусственными грунтами, вскрышными породами, побочными продуктами животноводства, включая их образование, использование и передачу. Дальнейшее ведение первичных данных позволит автоматически формировать соответствующие разделы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, что упростит работу экологов на предприятиях, а также минимизирует риски ошибок при подготовке регламентированной отчетности.

Важным аспектом является также учет сроков, в течение которых побочные продукты производства и вскрышные породы могут быть признаны отходами. Согласно законодательству, побочные продукты признаются отходами в случае их размещения на объектах размещения отходов или неиспользования в течение трех лет с даты отнесения к побочному продукту [5], а для вскрышных пород этот срок составляет один год с момента прекращения прав пользования недрами, если их использование не началось, или пять лет, если оно не завершилось в полном объеме[4]. Побочные продукты животноводства же признаются отходами в случае нарушения требований к обращению, что предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 14.07.2022 №248-ФЗ. К таким нарушениям можно отнести, например, использование побочных продуктов, содержащих патогенные и болезнетворные микроорганизмы и паразитов, токсичные элементы и пестициды[6]. Эти особенности необходимо учитывать при разработке алгоритмов автоматического учета и формирования отчетности. Подобный функционал по отслеживанию сроков образования отлично зарекомендовал себя в подсистеме «Обращение с отходами» для отходов, находящихся в накоплении/хранении[8], а подход применим и для других объектов Системы.

В заключение следует отметить, что способность программного продукта «1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП» адаптироваться к последним изменениям законодательства свидетельствует о его конкурентоспособностина рынке. Скорость внедрения изменений и оперативный выпуск обновлений продуктаиграет ключевую роль в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития компаний.Ввод в промышленную эксплуатацию продукта в крупных холдингах по всей территории Российской Федерации ирастущее число пользователей подтверждает его эффективность в области экологического учета[10].

Внедрение новых модулей и функций позволит организациям оперативно реагировать на изменения нормативной базы, минимизировать риски и повысить уровень экологической ответственности. В долгосрочной перспективе это способствует формированию более прозрачной и эффективной системы экологического управления, отвечающей современным вызовам в области охраны окружающей среды.

Список использованных источников
  1. ГОСТ Р 54098-2024 Ресурсосбережение. Вторичные ресурсы и вторичное сырье. Термины и определения // Кодекс URL: https://docs.cntd.ru/document/1310185645 (дата обращения: 05.07.2025).
  2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2025 № 241 «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202505300045 (дата обращения: 05.07.2025).
  3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2025 № 262 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 109, и в форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2024 г. № 173» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202505300019 (дата обращения: 05.07.2025).
  4. Федеральный закон от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения: 12.06.2025).
  5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 51.1 Требования при обращении с побочными продуктами производства // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/0dda295f106d438cd834ceec02365337e5ea336d/ (дата обращения: 12.06.2025).
  6. Федеральный закон от 14.07.2022 №248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140005 (дата обращения: 05.07.2025).
  7. Федеральный закон от 26.12.2024 г. № 497-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412260021 (дата обращения: 05.07.2025).
  8. Описание функциональности программного продукта «1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП» // URL: https://www.1c-prombez.ru/prod/ocs_corp/ (дата обращения: 31.07.2025).
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2025 года № 1852-р «Об утверждении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» //URL:https://docs.cntd.ru/document/1313401844 (дата обращения: 31.07.2025).
  10. Черноштан А.В., Слепушкина А.А.«Автоматизация системы экологического менеджмента на примере информационно-управляющей системы «Управление охраной окружающей среды» ПАО «Газпром»» // Сборник научных трудов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Томск, 2024
  11. Казакова А.О., Черноштан А.В. «Анализ природоохранных требований в части побочной продукции и реализация инструмента в программе «1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП»» // Труды XXVIII Международного молодежного научного симпозиума имени академика М.А. Усова. Томск, 2024


Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
Без проблем