Цифровой инструментарий в подготовке кадров по экологии и техносферной безопасности в учебных заведениях
Сахиярова Диана Амировна, Специалист 1 категории Слепушкина Анастасия Александровна, Заместитель генерального директора по методологическим вопросам ООО «Производственная безопасность и экология»
Аннотация: в статье рассматривается проблема нехватки практического опыта у начинающих специалистов в области охраны труда и экологии. Рассмотрена и проанализирована важность развития практических навыков и профессиональных компетенций у обучающихся по направлениям 20.00.00 техносферной безопасности и природообустройства в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Предложена автоматизация лабораторных работ посредством академических версий программных продуктов 1С:Производственная безопасность.
Ключевые слова: автоматизация, производственная безопасность, техносферная безопасность, экология, охрана окружающей среды, 1С:Экология. Охрана окружающей среды КОРП, 1С:EHS Комплексная производственная безопасность.
Digital tools in environmental and technosphere safety training in educational institutions
Sakhiyarova Diana Amirovna, Slepushkina Anastasia Alexandrovna
Abstract: the article deals with the problem of lack of practical experience among novice specialists in the field of occupational safety and ecology. The importance of developing practical skills and professional competencies among students in the areas of 20.00.00 technosphere safety and environmental management in educational institutions of higher and secondary vocational education is considered and analyzed. Automation of laboratory work through academic versions of 1C software products is proposed:Industrial safety.
21 век – время цифровых технологий и изменений. Цифровизация касается почти каждой сферы деятельности. В современном мире крупные компании, предприятия и организации стремятся автоматизировать свою трудовую деятельность, не исключением является и система управления охраной труда и охраны окружающей среды. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда сотрудников (работников) возлагаются на работодателя [1]. Работодатели понимают и осознают важность и серьезность данной области на производстве. Автоматизация службы охраны труда на предприятии является особенным этапом преобразования целой структуры. Специалисты по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности играют очень важную (ключевую) роль в эффективности производственных процессов на предприятиях. Работа в данной области является ответственной и сложной и требует не только soft skills-гибких навыков, но и hard-жестких от человека. Также работа в данной области имеет значительный по объему документооборот, особенно если речь идет о крупном промышленном объекте [2, с. 96.]. Перед специалистами стоят ответственные задачи по сохранению жизни, здоровья и благополучия сотрудников, которые требуют получения высшего (бакалавриат, специалитет) или среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена) [3,4]. А в последующем и постоянного повышения квалификации. В связи с тяжелыми задачами и трудовыми функциями данной специализации выпускник учебного заведения должен иметь четкое представление о производственных процессах, своих обязанностях, знать нормативно-правовую базу и уметь ею пользоваться. На данный момент остро стоит вопрос получения практического опыта во время обучения. С развитием новых инструментов и технологий для автоматизации процессов, теоретические знания, получаемые во время образовательного процесса, являются недостаточными для полноценной работы и конкурентоспособности на рынке труда РФ. Практический опыт можно получить различными путями и учебные заведения работают и двигаются вперёд в данном направлении. Например, в помощь обучающимся активно развиваются центры карьеры в ВУЗах и ССУЗах, которые способствуют трудоустройству выпускников, становлению студентов ценными кадрами, соответствующими запросам рынка труда. Большинство предприятий готовы сотрудничать с учебными заведениями и с большим энтузиазмом идут навстречу ВУЗам и ССУЗам, Первые предлагают и предоставляют места для прохождения практики/стажировки с возможностью дальнейшего трудоустройства, другие – организовывают предметные олимпиады, кейс-чемпионаты и прочие мероприятия, а третьи – совместно с ВУЗами реализуют практические занятия с привлечением работника компании, специалиста-практика. Одной из компаний, активно реализующих развитие взаимоотношений с ВУЗами и ССУЗами является компания «Производственная безопасность и экология» (сокращ. ООО «ПБЭ»), которая занимается автоматизацией бизнес-процессов производственной безопасности и экологии на рынке Российской Федерации и выполняет большой спектр функций, включая разработку и внедрение информационных систем. ООО «ПБЭ» предлагает решение вопроса повышения уровня практических навыков студентов и выпускников путём автоматизации лабораторных работ с использованием программных продуктов линейки 1С:Производственная безопасность. Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей экологу и специалисту по охране труда необходимо еще во время обучения погружаться в реальные производственные задачи. Их обучение может быть и 4-хлетним (бакалавриат), и 5-летним (специалитет). Анализируя учебные планы, можно сказать, что начинающим специалистам не хватает практики, а теоретических знаний предостаточно.
Рис.1. Академические версии
Рис.2. Функционал академических версий программных продуктов
Список источников